Схиархимандрит Виталий
Каждый из нас должен встретить в
своей жизни святого человека. Обязательно должен встретить. Чтобы по-настоящему
понять, что такое православие.
Увидеть человека, который сделал шаг навстречу Богу и идет
по этому пути. Человека, рядом с которым просто, спокойно и радостно. Человека,
который любит тебя, ещё не зная тебя, и знает о тебе больше, чем ты сам,
который прощает тебе все твои недостатки и помогает тебе поверить в то, что ты
можешь стать лучше. Человека, чистого, как ребёнок, и светлого, как ангел, умудрённого
опытом старца. Хотя это не всегда образ старца, потому что мы пережили XX век,
который нарушил все православные традиции благодатного старчества. Нарушил, но
не уничтожил. Наш рассказ о человеке, который умер в 1992 году в Тбилиси. Этот
человек — наш современник, схиархимандрит Виталий,
духовный отец многих, похожих на нас людей, окормлявший
их и защищающий своей молитвой.
"Ты пришел во врачебницу, да не уйдешь неисцеленным".
Этими словами священник напутствует человека перед исповедью. То, что говорится
на исповеди, несомненно остается тайной между тем, кто
исповедуется, и священником. Но есть еще один свидетель покаяния — Христос. Он
невидимо пребывает при исповеди и принимает покаяние, и разрешает человека от
бремени грехов. Поэтому покаяние является одним из семи таинств
православной церкви. Священник — не сторонний свидетель исповеди, а ее
соучастник. И совершенно естественно, что между исповедником и священником
устанавливаются совершенно особые и почти невыразимые отношения. Священник,
принимающий исповедь, называется "духовник". Особое благодатное духовничество отличало праведного Иоанна
Кронштадского, Оптинских
старцев и многих других русских святых.
Отец Виталий родился в 1928 году в Краснодарском крае в
бедной крестьянской семье. Когда его крестили, он всё время улыбался, а в
купели встал на ножки. Священник занёс младенца в алтарь и, почувствовав особую
благодать, исходившую от него, положил его у Престола Божия
на горнем месте. Из алтаря он вынес младенца и вернул матери со словами:
"Это дитя будет великим человеком".
В пятилетнем возрасте Виталий начал поститься: мяса не
вкушал совсем, а в среду и в пятницу отказывался от молочной пищи. При этом
Виталий рос здоровым и резвым ребенком. Односельчане его любили, он был
отзывчивым и всем всегда стремился помогать. Замечали за ним и необыкновенные
свойства: то стадо заболевшее поднимет, то трактор, безнадёжно застрявший,
вдруг поедет. Уже в юные годы Виталий иногда исчезал из дома. Ездил с
паломниками на Престольные праздники. Мать его здорово за это била, но
наказания не убавили его ревности к Дому Божию.
Однажды ученики спросили Христа: "Кто больше всех в
Царстве Небесном?". Тогда Христос позвал ребенка и ввел к ним и сказал:
"Истинно говорю вам, что если не обратитесь и не будете, как дети, не
войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в
Царствии Небесном". Детство — это период в жизни человека, когда сродство
его души с Богом особенно заметно. Евангельские истины принимаются детьми
априорно, а высокая красота православного богослужения не вызывает сомнений.
Русский писатель Иван Шмелев оставил нам замечательный своего рода человеческий
документ, повествующий о детском восприятии православия — книгу "Лето
Господне". Она вся из красок, вкусов, запахов и при этом преисполнена
совершенно реального ощущения присутствия Бога в повседневной жизни.
С 14 лет отец Виталий взял на себя подвиг странничества. Не
просто бродяжничества, а сознательного отказа от какой-либо привязанности к
обществу, в котором жили тогда все. Отказался от всех документов и прописки,
подвизался в Таганроге, трудился на восстановлении Свято-Троице-Сергиевой
Лавры.
В 1948 году он стал послушником Глинской пустыни. За 20 лет закрытия этой обители, монастырь был разрушен и
разграблен, но, возобновлённый в 1942 году, принял тех, кто уцелел, вернулся из
ссылок и так же, как все в послевоенные годы, восставал, хотя не было ни муки
для просфор, ни вина для совершения Божественной Литургии, а на трапезе вместо
хлеба братия получала лишь варёную свеклу, а то и совсем голодала. Но
иноки того времени безропотно терпели эти лишения и благодарили Бога и
Богородицу уже за саму возможность жить в святой обители.
Главное, что было не нарушено в Глинской пустыни — это
преемственность старчества и отец Виталий попал в хорошие руки наставников.
Самым большим для него уроком было всецелое послушание старцам — до полного
отсечения своей воли. И его он выполнял всю жизнь.
При этом любое дело он совершал с молитвой и желание
молиться у него было сильным и побуждало на подвиги.
Однажды зимой он пошел на речку, встал на колени и стал молиться. При сильном
морозе ноги его примерзли ко льду. В это время одному из старцев обители было
откровение. Стали искать брата Виталия, побежали на реку и увидели, что он не
может встать. Пришлось вырубать лед.
Так как отец Виталий жил в монастыре нелегально, он был в
советской стране человеком без паспорта, а значит, без прав, ему пришлось уйти
из Глинской пустыни, и долгие годы он странствовал. Странствуя по России, отец
Виталий ходил всегда в подряснике и с дорожным посохом. Почти в каждом селении
его поджидала милиция и избивала. Его преследовали за тунеядство
и отсутствие документов. Однажды его избили до смерти и уже отвезли в морг,
покойник вдруг запел "Христос воскресе из
мертвых" и ожил.
Суровые годы не прошли бесследно — у него была раздроблена
кость бедра, он заболел туберкулезом, лежал в палате с летчиками, которые
говорили: "Мы такого не видели — не пьет, не ест, все больным раздаёт, чем
он живет?" Отец Виталий по ночам вставал на колени перед тяжелобольными и
молился. Он служил людям по-евангельски, до полного самоотвержения и Господь
сотворил чудо — брат Виталий выжил.
В Таганроге вокруг него сплотилась его будущая паства, те,
кто помогали ему и нуждались в нём всю его жизнь. Уезжая, он оставил в этом
городе свет Христовой любви и много лет спустя, проезжая
через Таганрог, он говорил своему чаду: "Смотри, горит город и столбы к
небу". И это был плод и его молитв.
Русский поэт и религиозный мыслитель граф Алексей
Константинович Толстой так писал о значении молитвы: "Просить с верою
Бога, чтобы он отстранил несчастье от любимого человека не
есть бесплодное дело, как уверяют некоторые философы, признающие в
молитве только способ поклоняться Богу и сообщаться с ним. Прежде всего молитва производит прямое и сильное действие на душу
человека, о котором ты молишься, так как чем более вы приближаетесь к Богу, тем
более вы становитесь независимыми от вашего тела, и потому душа ваша менее
стеснена пространством и материей, которые отделяют ее от той души, за которую
она молится. Я почти что убежден, что два человека, которые молились в одно
время с одинаковой силой веры друг за друга, могли бы сообщаться между собой
без всякой помощи материальной, вопреки отдалению. Как можем мы знать, до какой
степени предопределены заранее события в жизни любимого человека и если бы они
были предоставлены всяким влияниям, какое влияние может быть сильнее, чем
влияние души, приближающейся к Богу с горячим
желанием, чтобы все обстоятельства содействовали счастью друга".
В конце пятидесятых старцы Глинской пустыни благословили
отца Виталия, которого они постригли в рясофорного инока, на Кавказ, в места,
где подвизались монахи, скрывающиеся от властей и жившие маленькими группами в
труднодоступных местах.Он
говорил, что это было самое любимое им место подвигов. Конечно, подвигов — они
жили в кельях, устроенных в горах, в постоянном посте, при повторяющихся
облавах милиции, спускаясь иногда на совместные богослужения прямо под открытым
небом и совершая свой молитвенный труд.
А кто по-настоящему об этом думал — что это такое? Духовная
мера отца Виталия была высокой, многие братья не могли не только понести её, но
даже потерпеть. А он терпел даже и это, а ещё ухаживал за больны м отцом Исакием, никто не
отважился, а он как бы прикрывал этот свой труд юродством. Он многое в своей
жизни прикрывал… Присказками, как бы блаженный,
раскрывая при этом для других людей их жизненные проблемы и события, скрывая
свои духовные дарования. Он многое предвидел в судьбах своих духовных чад,
готовил к переменам в жизни, предостерегал от возможных неприятностей.
"Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости
Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди
спасти верующих", — писал святой апостол Павел. С древних времен известны
христианские подвижники, принимавшие на себя подвиг юродства Христа ради,
мнимого безумия, обличавшего подлинное безумие мира, предпочитающего рабство
греху свободе в Боге. Мир стремится к материальному процветанию, а многие
юродивые Христа ради ходили почти нагими и совершенно сознательно не имели
крова над головой, люди искали почестей, а юродивые Христа ради нарочно
выбирали бесчестие. Псковский святой Никита Салас
подавал Ивану Грозному блюдо с мясом. "Я в пост мяса не ем", —
отвечал Иван Грозный. "Зато кровь пьешь", — отвечал юродивый, обличая
кровавую политику грозного царя. Святой Василий Блаженный целовал стены
московских кабаков, он видел ангелов, плачущих о беспутной жизни пьяниц. "Свят" — в отношении подвига юродства
Христа ради это утверждение представляется особенно справедливым.
Почти десять лет прожил отец Виталий в горах Кавказа, в
пустыни, о которой он тосковал всю жизнь. А в 1969 году он приехал в Тбилиси по
благословению своего старца. Он пришел, как был, в старых обносках, прямо в
русский православный храм святого благоверного князя Александра Невского.
После закрытия вновь Глинской пустыни в 1961 году Святая
земля Иверия приняла и сохранила многих старцев из
России.
Отца Виталия рукоположили в иеродиакона, а через несколько дней — в иеромонаха.
Необходимость духовного окормления
и помощи своим чадам и многим людям, нуждающимся в этом, заставила его сделать
документы, он поселился на окраине Тбилиси, в посёлке Дидубе.
В маленьком домике, который был поделён на две равные половины — женскую и
мужскую, жил Батюшка, к которому со всей страны ехали люди, нуждающиеся в его
помощи: священники, монахи, миряне. Помогала принимать гостей матушка Мария —
схимонахиня Серафима. Ехали, как когда-то ехали в Оптину,
к старцам, к Серафиму Саровскому и Сергию
Радонежскому, к Антонию и Макарию Великим, потому что
люди всегда влекутся к святости, их тянет к свету, что-то в их душе всегда его
ищет и не только когда человек болеет или у него случается беда.
Трагические события в Сухуми отец Виталий предсказал за 30
лет. Он отдавал все свои силы на спасение Иверской
страны.
Грузия крестилась в IV веке, благодаря трудам святой
равноапостольной Нины, нареченной впоследствии просветительницей Грузии.
Представители Грузинской Церкви были на Вселенском Соборе в Константинополе в
381 году. В VI веке по свидетельству историка Прокопия
Кессарийского грузины считались самыми ревностными
христианами на Востоке. Многие века страна жила в окружении народов,
чрезвычайно враждебных православию. Грузинские мученики и исповедники веры
Христовой исчисляются десятками тысяч. Тем не менее
страна осталась православной до сегодняшнего дня. Бог вручил этому народу
великие святыни, как бы в знак совершенного доверия к его твердому исповеданию
православной веры.
В дни вооруженного конфликта в одну из ракетных атак он вышел на самое высокое место с Фёдоровской иконой Божией матери и все рядом с ним молились, и никто не
погиб.
Удивительно, что с Федоровской, ею благословляли на царство
российских царей. У отца Виталия был помянник,
который начинался с самых древних православных царей и князей. И где бы ни был
вооружённый конфликт, он молился за погибших.
А когда человек болел, отец Виталий молился, чтобы Бог дал
ему эту болезнь, и потом ужасно мучился, а человеку становилось легче.
Часто бывало так: сидит батюшка, беседует
, вдруг резко поднимается, поставит свечу и начинает класть поклоны.
Иногда он говорил, что и где произошло.
Он посылал письма своим чадам, и на конверте было написано
только имя, и письмо доходило. Это не метафора. Это было на самом деле. А
сколько воспоминаний его духовных чад о том, каким он
был и какую любовь дарил этот человек!
Схиархимандрит Виталий умер 1
декабря 1992 года. Тихо вздохнул и скончался. Ему было 64 года. Перед смертью
он лежал девять дней. Все это время у него было заметно ощущение внутренней
радости. Он постоянно молился, не выпускал из рук четки, часто крестился, когда
не мог уже креститься сам, просил, чтобы это делали другие.
В день его отпевания в храме святого благоверного князя
Александра Невского произошло чудо. Когда Патриарх Всея
Грузии Илия II прочел разрешительную молитву, священник собирался вложить её в
руку отца Виталия, у него разогнулся большой палец и когда молитва была
вложена, рука вновь закрылась. От неожиданности священник вскрикнул: "Сам
взял!". "Сам взял", — подтвердили стоявшие
рядом протоиерей и Патриарх.
Не случайно, что произошло это в храме благоверного князя
Александра Невского, которого особенно почитал отец Виталий, в канун
празднования этого святого. Кончина великого князя была ознаменована подобным
чудесным явлением, описанным в его житии.
В XVII столетии в
Русской Православной Церкви произошел раскол, не изжитый и теперь. Поводом к
нему были реформы патриарха Никона, желавшего привести богослужение и весь
русский церковный обиход в соответствие с практикой других православных
церквей. Наиболее последовательные противники реформ усмотрели в реформах
сначала крах обряда, а затем и несомненный признак последних времен и скорого
пришествия антихриста. "Благодати нет больше на земле, она взята от земли
на небо, — заявили раскольники. — А если благодати нет больше на земле, то и
святость невозможна". Множество православных подвижников, явившихся с тех
пор, подтвердило неправильность этого взгляда. Конечно, не все подвижники
известны нам и не все канонизированы, то есть
прославлены в лике святых. Но то, что благодать Божия
действует в людях, невзирая ни на какие общественные, политические,
экономические и ни на какие бы то ни было другие условия — несомненно. Ведь Сам Господь говорит в Священном Писании: "Я не Бог
мертвых, но Бог живых".
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/05ascent/3_1.html